Rambler's Top100 Google+
 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Регламент Арбитражных судов Российской Федерации
  Альтернативная процедура урегулирования споров
с участием посредника - процедура медиации
  Подача документов в арбитражные суды в электронном виде
  Банк решений арбитражных судов
  Картотека
арбитражных дел
  Календарь судебных заседаний арбитражных судов
  Решения арбитражных судов по заявлениям о признании нормативных актов недействующими
  Решения о назначении арбитражным управляющим
наказания в виде дисквалификации
  Подать жалобу на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов
Rambler's Top100
TopList
 
Постановления
Пленума ВАС РФ (АРХИВ)
Информационные
письма Президиума
ВАС РФ (АРХИВ)
Постановления
Президиума ВАС РФ (АРХИВ)
Правовые позиции
Президиума ВАС РФ
(АРХИВ)

Главная страница    Новости    Итоги работы арбитражных судов  

Стенограмма
совещания председателей
арбитражных судов
Российской Федерации

Итоги работы
арбитражных судов в 2003 г.
Основные задачи на 2004 г.

11 февраля 2004 г.

ЯКОВЛЕВ В.Ф.

Уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление со слов Президента Российской Федерации В.В.Путина, которые содержатся в его ежегодном послании Федеральному Собранию: "Все наши решения, наши действия необходимо подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира". Эти слова для нас чрезвычайно значимы. Арбитражные суды работают в сфере экономики и их деятельность - это одно из решающих средств воздействия государства на экономику.

Арбитражные суды на основе закона рассматривают и разрешают возникающие в экономике конфликты. Следовательно, своей деятельностью они утверждают режим правового порядка в нашей новой, еще только формирующейся, рыночной экономике. Но самое главное, арбитражные суды призваны обеспечивать защиту законных прав и интересов тех, кто страдает от посягательств на их права и интересы. Причем в равной степени мы должны защищать и частные права и интересы, и публичные - под которыми мы пониманием не столько интересы государства, сколько интересы общества, то есть граждан нашей страны.

Деятельность арбитражных судов способствует созданию условий для устойчивого развития экономики, а также для того, чтобы нарастал поток инвестиций, в котором наша экономика остро нуждается.

Арбитражные суды на сегодня призваны обеспечивать решение двух основных задач: доступности правосудия и его эффективности. Эффективность складывается из таких основных показателей, как быстрота разрешения споров, качество судебных решений - то есть их законность, обоснованность и исполнимость. Европейский суд по правам человека уже обратил внимание России на то, что одним из слабых мест нашей судебной системы является исполнение, а точнее - необеспечение исполнения выносимых судебных решений.

Прежде всего я остановлюсь на той судебной работе, которая была проведена арбитражными судами России в прошлом году.

Если посмотреть на общую картину нашей деятельности за указанный период, то она характеризуется, с одной стороны, значительным увеличением объема работы, с другой стороны - мы с удовлетворением констатируем, что арбитражные суды, испытывая дополнительные нагрузки и даже перегрузки, тем не менее не допустили ухудшения своей работы по основным показателям. Это относится и к срокам разрешения дел, и к качеству выносимых решений.

Число заявлений, поступивших на рассмотрение в арбитражные суды в 2003 году, достигло 951 778, то есть увеличилось, по сравнению с предшествующим годом на 11,4 процента. 44 процента от числа поступивших заявлений - это исковые заявления по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений. И 502 000, то есть почти 53 процента - это заявления по спорам, возникающим из административных правоотношений, отношений между предпринимателями и государством. Рассмотрено также 17 000 заявлений (около 2 процентов) об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Почти в 8 раз сократилось, по сравнению с предшествующим годом, число заявлений о признании должников банкротами - если в 2002 году в арбитражные суды поступило 106 500 заявлений о признании банкротами, то в 2003 году - 14 277 заявлений. Кроме того, рассмотрено 1 069 заявлений об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, 147 заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранного арбитража.

Продолжалась целенаправленная работа по обеспечению доступности правосудия. В 2003 году по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, возвращено 6,6 процента от общего числа заявлений. Таким образом, это количество сократилось, по сравнению с предшествующим годом, на 2 процента.

Доступность правосудия обеспечивается судами путем предоставления сторонам, разумеется при наличии к этому оснований, отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины при обращении в суды. Надо заметить, что в соответствии с законом 486 000 дел рассмотрено без уплаты госпошлины.

Тем не менее, арбитражными судами перечислено в бюджет страны 1 192 000 000 рублей госпошлины и выдано исполнительных листов еще на 1 073 000 000 рублей. В общей сложности в результате деятельности арбитражных судов за прошедший год в федеральный бюджет должно поступить 2 250 000 000 рублей. Хочу обратить ваше внимание на то, что в 2003 году на содержание арбитражных судов государство затратило 3 030 000 000 рублей.

В истекшем году в суде первой инстанции было рассмотрено 869 355 дел. Это число, по сравнению с предшествующим годом, увеличилось на 24,7 процента, то есть практически на четверть.

В 15 наших судах число рассмотренных дел увеличилось весьма существенно - на 50, 70 и более процентов. Это арбитражные суды Волгоградской, Кировской, Костромской, Орловской, Рязанской, Ульяновской областей, а в Пермской области - на все 100 процентов.

В соответствии с нормами нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного судопроизводства рассмотрено 67 000 дел или около 8 процентов от общего количества рассмотренных дел. Наиболее активно упрощенные формы используются в арбитражных судах Архангельской, Владимирской, Калининградской областей, где рассмотрено в порядке упрощенного производства около 30 процентов дел. Также в судах Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Вологодской, Калужской, Омской, Свердловской, Смоленской, Томской областей, города Москвы, Коми-Пермяцкого и Ямало-Ненецкого автономных округов рассмотрено от 15 до 25 процентов дел в порядке упрощенного производства.

Следует отметить, что около 24 000 дел было закончено путем утверждения судом мирового соглашения сторон.

В 2003 году рассмотрено 3 607 дел по заявлениям и искам прокуроров, что на 45 процентов меньше, чем в 2002 году. Очевидно, это связано с изменениями норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражными судами рассмотрено около 1 200 дел с участием иностранных лиц. Больше половины всех исков иностранцев было удовлетворено.

В общей сложности в арбитражные суды было заявлено имущественных требований на сумму 494 млрд. рублей. Удовлетворено исков 44 процента. Подлежит исполнению взыскание 218 млрд. рублей.

Количество административных споров, по сравнению с предшествующим годом, выросло на 36,5 процента. И из 445 000 дел по административному судопроизводству 320 000 - это дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Подавляющая часть этих дел удовлетворяется - они по существу носят бесспорный характер, о чем я ни один раз говорил. Заметно увеличилось количество исков налогоплательщиков о признании решений налоговых органов недействительными - на 37 процентов. Причем иски налогоплательщиков удовлетворяются судами на 74 процента. В отчетном периоде в 5 раз возросло количество дел по заявлениям органов Пенсионного фонда о взыскании штрафов, страховых взносов, пени. В 2003 году арбитражными судами рассмотрена 31 000 дел, связанных с применением норм Кодекса об административных правонарушениях, то есть об административной ответственности. Замечу, что для нас это новая категория дел.

Арбитражными судами за год рассмотрено 971 дело об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов. Число таких дел заметно увеличилось. Больше стало и количество дел о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов. Удовлетворяемость этих исков составляет 35,4 процента.

Что касается гражданских дел, то их число за год увеличилось примерно на 11 процентов. Наблюдается рост количества споров о заключении, изменении, расторжении договоров (на 7 процентов), о признании договоров недействительными (на 31 процент), о признании права собственности (на 34 процента), о государственной регистрации (на 31 процент), связанных с защитой интеллектуальной собственности (на 24 процента), в 2,5 раза увеличилось количество дел по защите деловой репутации.

Несколько слов по поводу дел о несостоятельности. Я уже сказал, что в 2003 году произошло резкое сокращение числа заявлений о признании должников банкротами - их число уменьшилось в 8 раз. Очевидно, данная ситуация связана с введением в действие в декабре 2002 года нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Но главным образом - по той причине, что практически перестали поступать заявления органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о признании банкротами отсутствующих должников. Если в 2002 году таких заявлений было 81 000, то в 2003 всего 2 000. Мы расцениваем это как "затишье перед бурей". Нас ожидает рассмотрение колоссального количества дел, связанных с признанием банкротами отсутствующих должников, и об этом позже.

К сожалению, процедура финансового оздоровления, предусмотренная новым Законом о банкротстве, которая от судов абсолютно не зависит, в отчетном периоде вводилась в отношении только 10 должников. Процедура же внешнего управления проводилась в отношении 2 000 банкротящихся предприятий, однако в результате проведения этой процедуры лишь в 28 случаях (это 1,3 процента) производство было прекращено в связи с удовлетворением требований кредиторов.

Принято 17 тыс. решений о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. В том числе были признаны банкротами 1 134 государственные и муниципальные унитарные предприятия. На 23 процента увеличилось количество дел, по которым в отчетном периоде завершено конкурсное производство - почти по 49 000 дел. К нашему великому сожалению, только по 63 делам конкурсное производство было завершено в связи с заключением мирового соглашения. По состоянию на 1 января 2004 года в производстве арбитражных судов продолжает находится 56 000 дел о банкротстве.

В истекшем году мы рассмотрели 93 000 дел о ликвидации организаций по требованию налоговых органов.

В отчетном периоде арбитражными судами рассмотрено 45 000 заявлений о применении обеспечительных мер - это на 44 процента больше, чем в 2002 году. В результате половина таких заявлений была удовлетворена.

Рассмотрено 783 заявления о принятии предварительных обеспечительных мер - еще до возбуждения дела. Из них 44,7 процента удовлетворены. Я обращаю ваше внимание на то, что почти по каждому восьмому удовлетворенному заявлению по применению обеспечительных мер впоследствии поступили ходатайства об их отмене. Были рассмотрены 2 708 таких ходатайств и в 2 218 случаях (82 процента) ранее принятые обеспечительные меры были отменены! Обратите на это внимание. В 2003 году в апелляционную и кассационную инстанции обжаловалось 2 130 определений, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений о применении обеспечительных мер, и почти каждое четвертое обжалованное определение (23 процента) было отменено. Обеспечительные меры - это, с одной стороны, очень эффективный способ защиты прав и интересов сторон, но с другой стороны - это и возможность злоупотребления процессуальными правами с целью нанесения серьезного экономического ущерба своим контрагентам. Я еще раз обращаю внимание председателей судов и всех судей нашей системы на эту особенность указанной меры и предостерегаю всех от необоснованного ее применения.

За отчетный период арбитражными судами выдано 760 000 исполнительных листов. По данным арбитражных судов было исполнено и возвращено порядка 190 000 исполнительных листов. Хочется отметить, что в результате упорядочения работы службы судебных приставов по исполнению судебных решений дело стало обстоять намного лучше. Однако акты судебных приставов оспариваются в судебном порядке. В прошлом году было оспорено около 11 000 таких актов, удовлетворяемость заявлений составляет 31 процент.

О сроках рассмотрения дел.

В прошлом году подавляющее большинство дел рассматривалось с соблюдением установленных законом сроков. Нарушения составляют 3,7 процента дел. В позапрошлом году было 4,3 процента. Как видим, есть некоторые улучшения. Аналогичный показатель и по апелляционной инстанции.

Однако в 23 арбитражных судах количество дел, при разрешении которых допускались нарушения установленных процессуальным законом сроков, значительно превышает средние показатели по нашей системе. В 2-3 раза чаще нарушаются процессуальные сроки рассмотрения дел в федеральных арбитражных судах Центрального и Северо-Кавказского округов, арбитражных судах Камчатской, Саратовской, Ульяновской областей, города Москвы. В апелляционной инстанции почти пятая часть дел рассматривалась с нарушением сроков - в арбитражных судах Иркутской, Калининградской, Костромской, Омской, Смоленской, Тюменской областей; в арбитражных же судах Брянской и Кемеровской областей это около 60 процентов дел. Следует отметить, что большая часть нарушения сроков приходится на дела, по которым установлены сокращенные сроки.

О качестве судебной работы.

В 2003 году оно также несколько улучшилось, по сравнению с 2002 годом. Во всех трех инстанциях (апелляционной, кассационной и надзорной) отменены или изменены судебные акты по 4,5 процентам решений, вынесенных судами первой инстанции. В 2002 году - 4,9 процента.

В апелляции было рассмотрено 84 000 судебных актов, обжаловано 11,7 процента решений суда первой инстанции. Отмена составила 2,5 процента от числа решений суда первой инстанции и 25,4 процента от числа рассмотренных дел по апелляционным жалобам. Таким образом, каждая четвертая из рассмотренных жалоб апелляционной инстанцией была признана обоснованной. Надо сказать, что часто судебные акты отменяются по обстоятельствам, не зависящим от судов. Например, в связи с заключением мирового соглашения в апелляционной инстанции.

В кассационную инстанцию было обжаловано 8,7 процента решений судов первой инстанции. Федеральные арбитражные суды (кассационная инстанция) рассмотрели 64 000 дел, что на 26 процентов больше, чем в предшествующем году. Отмена решений в кассационной инстанции составляет 2 процента от решений суда первой инстанции, а от числа рассмотренных - 27,3 процента.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации за год было рассмотрено 15 153 заявления о пересмотре актов в порядке надзора - это на 18 процентов меньше, чем в 2002 году. В результате 239 дел были направлены на рассмотрение Президиума. В 2002 году таких дел было 417. Таким образом, по инициативе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации меньшее количество дел было пересмотрено. Однако Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направил еще 246 дел для пересмотра в кассационную инстанцию, поскольку по новому Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации у надзорной инстанции появилось такое право. И если сложить эти два показателя, то получается, что по инициативе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было пересмотрено 485 дел (в 2002 г. - 417).

Рост объема работы, естественно, приводит к увеличению судебной нагрузки, приходящейся в среднем на каждого судью. Действительно, если иметь в виду судей всех инстанций, то за год нагрузка на судью увеличилась с 35,5 дела до 41,3 дела. А если иметь в виду арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то здесь нагрузка увеличилась в среднем до 44,5 дела на судью в месяц.

Надо сказать, что у нас в прошлом году число судей увеличилось на 5 процентов, а количество рассмотренных дел - на 25. Таким образом, рост числа судей отстает от роста нагрузки. Это очень серьезная проблема, которую нам всем, включая кадровую службу, надо иметь в виду.

В 11 арбитражных судах субъектов Российской Федерации нагрузка составляет 50-60 дел в месяц, а в судах Республики Татарстан, Краснодарского края, Белгородской, Калининградской, Нижегородской, Пермской, Томской, Ульяновской областей свыше 60 дел на одного судью.

По сообщениям председателей арбитражных судов, высокая судебная нагрузка является одной из основных причин нарушения процессуальных сроков и оказывает определенное влияние на качество судебной работы. Очевидно, с этим трудно не согласиться, поскольку за последние три года количество судей увеличилось на 14 процентов, а количество дел почти на 50 процентов.

Тем не менее, наша статистика свидетельствует о том, что качество работы и сроки рассмотрения дел от нагрузки не зависят. У нас есть суды, которые имеют очень высокую нагрузку - большую, чем средняя по России - и, тем не менее, имеют хорошие показатели и по срокам рассмотрения дел, и по качеству. Это арбитражные суды Республики Алтай, Республики Башкортостан, Приморского края, Нижегородской, Новосибирской, Томской, Оренбургской, Пермской, Архангельской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.

С другой стороны, у нас есть суды, где нагрузка находится или на среднем уровне, или ниже среднего уровня. Но нарушений сроков гораздо больше, чем в среднем по России - в судах Камчатской, Саратовской областей, города Москвы, Омской, Калининградской, Смоленской, Иркутской, Костромской областей, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Коми, Тюменской области, Красноярского края, Республики Хакасия, Алтайского края, Тульской и Амурской областей, Ярославской и Московской областей, Республики Карелия. К сожалению, в некоторых из этих судов и качество работы, то есть отменяемость решений, также отклоняется в худшую сторону. Например, в Москве, Омской и Иркутской областях, по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Так же мы обращаем внимание на низкое качество выносимых судебных решений по судам Республики Калмыкия, Калужской области, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Еврейской автономной области, республик Ингушетия, Тыва, Адыгея, Чукотского автономного округа, Волгоградской области, Хабаровского края, Самарской области, Ханты-Мансийского округа, Сахалинской области. Я не хочу сказать, что суды этих субъектов Российской Федерации работают плохо, но обращаю их внимание на то, что все-таки показатели качества их работы ниже того уровня, который складывается в целом по России.

Возникает вопрос - как добиться того, чтобы при увеличивающихся объемах работы арбитражные суды справлялись со своими задачами? Как сделать так, чтобы наше правосудие оставалось эффективным - то есть быстрым, качественным и результативным? Над этим мы постоянно размышляем. На решение этих задач направлен наш новый АПК РФ. Помогают в этом отношении и международные связи, посредством которых мы знакомимся с мировым опытом. И, надо сказать, что наши шаги во многом совпадают с тем, что делают зарубежные суды.

В ноябре 2003 годы нам удалось побывать на очень интересной конференции в Страсбурге - Конференции европейских судей. Одновременно там же заседал и Консультативный Совет судей при Совете Европы. Проблема была одна - эффективность правосудия.

На конференции выяснилось, что суды всех стран мира находятся примерно в одном и том же положении и решают одну и ту же проблему - большие перегрузки. Современное правосудие характеризуется нашими зарубежными коллегами как громоздкое, длительное и очень дорогое - причем дорогое и для государства, и для сторон.

Был поставлен вопрос об ускорении разрешения дел. Как уменьшить бремя, которое ложится на плечи судов и судей? Как вместе с тем обеспечить эффективную и быструю защиту нарушаемых прав и интересов? Вообще, возможно ли это? На этот вопрос был дан положительный ответ. Во многих странах сейчас идут судебные реформы. Эти реформы начались в разное время, но они идут повсеместно: и в США, и в Англии, и в Канаде, и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании. Что же подвергается реформированию?

Основная идея - это внедрение более совершенных и более современных методов рассмотрения дел. Судебная процедура сложна и громоздка по определению, слишком сильно упрощать ее нельзя, потому что это приведет к нарушению процессуальных прав. И вместе с тем оказывается возможным ускорение рассмотрения дел следующими способами:
1. Урегулирование спора на ранних стадиях судопроизводства.
2. Использование ускоренных (упрощенных) форм судопроизводства.
3. Применение временных мер, в том числе предварительных по обеспечению исков с целью исполнения судебных решений, а также сохранения доказательств, использование которых оказывается достаточным даже для прекращения конфликта.
4. Использование досудебного урегулирования путем организации и проведения переговоров, консультаций, посредничества, заключения мировых соглашений.
5. Использование внесудебных (альтернативных) методов урегулирования споров - посредничества, третейских судов, коммерческого арбитража.
6. В целях внедрения урегулирования споров на ранних стадиях дело подвергается тщательной проработке на подготовительной стадии судопроизводства, которая становится основной стадией работы суда.

Также на конференции много говорилось о реформе Вульфа в Англии. В чем ее суть? Судом составляется и утверждается обязательный для сторон график разрешения дела. Стороны в соответствии с этим графиком обязаны в определенные сроки предоставлять все имеющиеся у них доказательства и приводить все имеющиеся аргументы, готовить отзывы и контротзывы на документы друг друга.

Таким образом, стороны уже на ранней стадии получают возможность в полном объеме оценить свои шансы и шансы другой стороны. В результате этого истец зачастую отказывается от необоснованного требования или ответчик признает обоснованность заявленного к нему требования. Либо они ищут компромисс и заключают мировое соглашение. При этом используются экономические формы воздействия, потому что сторона, которая препятствует урегулированию спора на ранней стадии, несет дополнительные расходы - возмещает расходы правой стороны. А расходы эти могут быть весьма большими, поскольку включают в себя оплату дорогостоящей помощи адвокатов. Чем дольше идет процесс, тем больше приходится платить неправой стороне. И это стимулирует стороны к быстрейшему разрешению спора. Используются также меры пресечения злоупотреблений процессуальными правами со стороны лица, которое не заинтересовано в быстром вынесении судебного решения.

При таком методе производство существенно ускоряется, удешевляется и для сторон, и для государства. В Англии до 80 процентов дел завершаются на подготовительной стадии, и только по 20 процентам выносятся судебные решения.

Наш новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации содержит такие же методы. И практически они, как вы видите, действуют.

Разумеется, помогает участие арбитражных заседателей. Если в 2002 году у нас с участием арбитражных заседателей было рассмотрено всего 50 дел, то в 2003 году их было уже 816.

8 апреля 2003 года с целью развития альтернативных методов рассмотрения споров мы заключили соглашение с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации о сотрудничестве и предприняли ряд действенных мер - провели совместные семинары, разработали документацию и т.д. Торгово-промышленная палата Российской Федерации развернула работу через региональные торгово-промышленные палаты по формированию корпуса арбитражных заседателей. Активизируется деятельность третейских судов, коммерческого арбитража, посреднических процедур. Пока это все в начальной стадии, но я уверен, что у этого направления огромная перспектива. Сорок восемь региональных торгово-промышленных палат также заключили соглашения с нашими судами, 86 арбитражных судов так или иначе сотрудничают с торгово-промышленными палатами.

Другим важным средством совершенствования правосудия является внедрение досудебных процедур урегулирования споров во взаимоотношениях граждан с государством - то есть при разрешении административных споров. Это особенно необходимо в спорах с участием предпринимателей. В западных странах и странах Европы - там, где хорошо отработана система административного правосудия - все построено совершенно по другим принципам. Наша же система нуждается в коренной перестройке. У них тщательно отработана система административных процедур и административной юстиции. Например, в Германии существует обязательное досудебное обжалование незаконных актов и действий государственных органов в вышестоящие органы управления или в специально созданные органы по урегулированию конфликтов с последующим судебным контролем за решениями административных органов по разрешению споров.

Законом установлена четкая процедура обжалования - сроки рассмотрения жалоб и заявлений, полный ответ с разъяснением порядка обжалования в суд. Это имеет колоссальный эффект, потому что заявления рассматриваются вышестоящими органами или специально созданными для этого структурами намного быстрее, чем по судебной процедуре. Таким образом, происходит более быстрая защита нарушенных прав, причем не только быстрая, но и дешевая, так как в этом случае государственные служащие, рассматривающие жалобы, выступают в качестве бесплатных адвокатов. Большая часть незаконных решений отменяется в кратчайшие сроки именно на этой стадии, причем на период рассмотрения жалобы исполнение соответствующего акта приостанавливается. Такой порядок является одним из основных способов утверждения режима законности в деятельности органов управления. Другими словами, под управленческую деятельность подводится прочная законодательная база. Это могло бы стать новой целью административной реформы в России, главным средством профилактики коррупции чиновников. Чем меньше у чиновника будет возможности усмотрения, чем больше он связан нормативной базой, чем больше он вынужден ориентироваться на закон - тем меньше у него будет возможности вымогать и получать взятки.

При таком порядке поступление заявлений в суды резко сокращается. Нормализуется нагрузка в судах, не требуется дорогостоящее для бюджета увеличение числа судей и специалистов суда. Качество административного судопроизводства тоже резко повышается, ускоряется судопроизводство в судах, и в суд поступают тщательно проработанные предварительно материалы, что, конечно же, облегчает и ускоряет судебное рассмотрение этих дел.

По нашему мнению, внедрение предлагаемого порядка рассмотрения публично-правовых споров могло бы стать одним из основных элементов административной реформы, осуществляемой сейчас у нас в стране, поскольку при необращении предпринимателя с жалобой в соответствующие административные органы исполнение решений государственных органов производится в бесспорном порядке. Таким образом, суд был бы избавлен от необходимости рассмотрения дел, в которых нет споров, и от того, что наши суды превращаются в придаток административных органов. Я уже говорил, что из 445 000 административных дел 320 000 дел - это дела не по заявлениям предпринимателей, а это дела по заявлению государственных органов.

И поэтому в ежегодном послании Президента Российской Федерации поставлена задача в рамках административной реформы сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административной структуры и судебных механизмов. Пока это поручение Президента Российской Федерации мы не выполнили.

Сегодня предлагается ликвидировать полтора миллиона юридических лиц - "мертвых душ" в судебном порядке, через упрощенную процедуру банкротства, с оплатой частных арбитражных управляющих из государственного бюджета. Для этого требуется лишь постановление Правительства Российской Федерации. И как только оно будет подписано - на суды обрушится лавина дел, где нет никаких споров!

Мы прикинули, сколько же государство потратит на эту ликвидацию, на расчистку реестров. Ведь много лет этим никто не занимался. Элементарные подсчеты показывают, что потребуется порядка 100 млрд. рублей. Только единоразово!

Я напоминаю, что на содержание арбитражных судов государство ежегодно тратит 3-4 млрд. рублей. У государства есть лишние деньги? Если есть и их некуда потратить, то тогда, конечно, можно это делать. Но если нет - тогда процедура ликвидации "мертвых душ" должна быть совершенно другой, и для этого потребуется, конечно же, принятие соответствующих законодательных решений.

Процедуры упрощенной ликвидации под контролем суда, в досудебном порядке действуют во Франции, в Германии и во многих других странах. Мы в очередной раз соответствующие предложения по этому поводу направили в Правительство Российской Федерации для рассмотрения. Если не получится должным образом решить эту проблему на правительственном уровне, то нам придется перенести это на уровень Президента Российской Федерации.

В 2004 - 2005 годах предстоит огромная работа по выведению апелляционной инстанции из арбитражных судов субъектов Российской Федерации и по созданию двадцати арбитражных апелляционных судов, а также 10 или 12 их филиалов - постоянно действующих судебных присутствий - в труднодоступных местах. В этом году должны начать работать уже 12 апелляционных судов. Дело пока идет трудно в связи с отсутствием помещений и длительностью процедуры назначения судей.

В 1992 году мы за полгода сформировали всю систему арбитражных судов, а сейчас мы за такой же срок не смогли создать даже трех судов!

Первым был назначен Председатель Девятого арбитражного апелляционного суда (по городу Москве) - Евстифеев Александр Александрович. Вчера подписан указ о назначении Абсалямова Артура Винеровича председателем Десятого арбитражного апелляционного суда (по Московской области). Кроме того, назначено некоторое количество судей по трем апелляционным судам: Московскому городскому, Московскому областному и по городу Санкт-Петербургу.

Думаю, что в ближайшее время мы окончательно решим все вопросы, связанные с началом деятельности этих трех судов. И очень надеюсь, что в этом году мы запустим работу еще 9 арбитражных апелляционных судов.

В ближайшее время состоится Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который определит место расположения девяти арбитражных апелляционных судов, которые будут созданы в 2004 году, а через некоторое время мы определим и место расположения еще восьми арбитражных апелляционных судов, которые будут созданы в следующем году. Завершение формирования системы апелляционных судов позволит нам в полной мере использовать потенциал нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Мы абсолютно уверены, что повысится качество работы судов первой инстанции и улучшится работа апелляционной инстанции. А это ведь главные судебные инстанции!

Самая главная судебная инстанция - это суд первой инстанции, суд субъекта Российской Федерации. И вот для этого суда мы должны создавать все необходимые условия, потому что в вышестоящие суды обжалуются около 12-15 процентов судебных актов. Таким образом, минимум 85 процентов дел вообще заканчивается в суде первой инстанции и дальше не идут. Это первое. И второе - формируется дело опять же судом первой инстанции. Задача апелляционных судов будет состоять в том, чтобы ликвидировать все огрехи как по обоснованности, так и по законности решений, допущенных судом первой инстанции. Кассационная инстанция - ее задача обеспечить на своей территории единообразие судебной практики и устранение ошибок, которые еще будут сохраняться до уровня третьей инстанции.

Что касается Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, то он призван обеспечить единство практики на территории всей России. По существу мы будем работать с десятью федеральными арбитражными судами округов, сосредоточим внимание на этом, обеспечивая единство их практики. А также, разумеется, будем работать над развитием права, т.е. ликвидацией пробелов и преодолением противоречий в нашем законодательстве. В этом направлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации уже сейчас проводит активную работу. В 2003 году было принято пять постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о применении Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части принятия обеспечительных мер, по применению санкций за неприменение контрольно-кассовых машин, по применению Федерального закона "Об акционерных обществах".

Мы направили пять важных информационных писем, в которых содержались обзоры практики по рассмотрению налоговых споров, споров, связанных с обращением ценных бумаг, по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", по практике применения законодательства о страховании.

В ближайшее время выпустим целую серию постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - в частности, по подготовительной стадии судебного разбирательства, по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам и по другим основным направлениям нашей деятельности.

Основная задача Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации прежде всего состоит в том, чтобы действительно обеспечивать единство судебной практики. Нам в полной мере сделать этого пока еще не удалось. Принято решение, что на этом участке работы будут сосредоточены усилия одного из заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - Стрелова Игоря Михайловича.

Мы будем оперативно реагировать на запросы арбитражных судов относительно их потребности в соответствующих постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые давали бы разъяснения по судебной практике, по наиболее важным ее проблемам. В частности, нам предстоит в обязательном порядке принять вместе с Верховным Судом Российской Федерации новые совместные постановления Пленумов по разграничению подведомственности с учетом того, что приняты новые Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Нуждаются наши суды и в разъяснениях по земле, по НДС, по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, по банкротству, по бюджетным спорам и т.д.

Наше Управление законодательства провело в истекшем году большую работу. В частности, в арбитражные суды направлены 27 писем с информацией о новом законодательстве. В ближайшее время так же предстоит немалая работа. В частности, надо подготовить предложение о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части изменения срока обжалования судебного решения в надзорном порядке или, точнее, о возможности восстановления пропущенного трехмесячного срока, а также о некотором расширении оснований применения статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра дела в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда в тех случаях, когда судебное решение вынесено с нарушением наших международных обязательств, международных договоров, в том числе Европейской конвенции по правам и свободам человека.

Важный фактор совершенствования правосудия - это, конечно же, его открытость. Мы в последнее время предпринимаем решительные меры в этом направлении. Открытость судебных заседаний, доступность наших судебных актов. Сегодня все судебные решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации публикуются в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Девять из десяти федеральных арбитражных судов округов также издают свои журналы. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и всех десяти федеральных арбитражных судов находятся в общедоступных справочных базах "Консультант-плюс", "Гарант" и других. Я думаю, что мы в этом вопросе постепенно дойдем до уровня апелляционных судов и судов первой инстанции.

Средства массовой информации не обделяют вниманием деятельность арбитражных судов. К сожалению, очень много публикаций явно заказного характера. Я не буду приводить примеры, хотя и в последнее время они были. Нам действительно надо налаживать активное сотрудничество со средствами массовой информации, идти им навстречу, быть более открытыми, работать с честными журналистами - таких много. Не с теми, которые за деньги пишут, зарабатывают на этом деле с целью оказания воздействия на суды, а с теми, кто хотел бы действительно проинформировать нашу общественность о том, в каком состоянии находятся наши суды и наше правосудие.

Недавно мы провели семинар пресс-секретарей арбитражных судов, продемонстрировавший явную заинтересованность и готовность наших судов выстраивать сотрудничество со СМИ на конструктивной основе. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создана полноценная пресс-служба, призванная поднять работу по информационному обеспечению деятельности арбитражных судов на принципиально новый уровень. Я надеюсь, что в ближайшем будущем пресс-службы будут и во всех арбитражных судах. Так или иначе мы отладим эту работу.

Мы занимаемся не только судебной работой, но и создаем необходимые условия для отправления правосудия - пытаемся всесторонним образом обеспечивать наши суды судьями и специалистами. В этом году в нашей системе будут введены, наконец, должности администраторов. У нас Судебного Департамента нет, поэтому мы находимся на самообслуживании. Конечно, это создает немалые трудности для нас. Хотя наша судебная система является в этом смысле очень для государства экономной.

В этом году мы введем должности администраторов во всех арбитражных судах, причем это будет должность достаточно солидная. Соответствующие специалисты аппаратов судов будут подчинены этим администраторам.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации будет Главный администратор и его заместитель. Они будут заниматься координацией деятельности администраторов всех судов. Положение об администраторах уже утверждено. С учетом замечаний и предложений с мест это Положение, возможно, будет подкорректировано.

Ключевой вопрос нашей работы - это кадровый вопрос, так как от него зависит качество нашей работы, да и вообще будущее нашей системы. На 1 января 2004 года штатная численность судей системы арбитражных судов составляла 3 548 единиц, фактически работало 2 892. Это связано с тем, что должности судей для арбитражных апелляционных судов у нас еще, естественно, не полностью заняты. Специалистов по штату 6 089 единиц, фактически работает 5 519 - опять-таки в связи с неукомплектованностью апелляционных судов.

Таким образом, всего в нашей системе сейчас работает 8 411 человек. В 2004 году ожидается существенное увеличение нашей штатной численности. Мы получим должности администраторов судов, 300 должностей помощников судей, 100 человек специалистов дополнительно, 500 специалистов для апелляционных судов. Впервые мы получим, наконец, 600 должностей, которых давно добивались - секретарей судебных заседаний, которых у нас пока нет. В последующие годы, я надеюсь, произойдет доукомплектование указанных специалистов.

Всего, таким образом, наша система увеличится на 1 500 человек. Число судей увеличится на 250 - для апелляционных судов и на 50 - для всех остальных. Общий прирост составит 1 850 человек по штату. Это, безусловно, не компенсирует нам роста количества дел, но, тем не менее, будет хотя бы немного легче.

В 2004 году было рассмотрено 450 кандидатов на должности судей, назначены 250 судей, в том числе 16 руководителей судов. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации были назначены заместитель Председателя Стрелов Игорь Михайлович, судья Зорина Марина Григорьевна, судья Панова Елена Викторовна. Судьей Экономического Суда СНГ назначена Молчанова Татьяна Николаевна. Были назначены новые председатели арбитражных судов: Девятого арбитражного апелляционного суда - Евстифеев Александр Александрович, Десятого арбитражного апелляционного суда - Абсалямов Артур Винерович, Чеченской Республики - Асабаев Мовсар Халидович, Краснодарского края - Мантул Григорий Анатольевич, Курганской области - Страшков Анатолий Михайлович, Самарской области - Новиков Николай Алексеевич, Тюменской области - Тевс Виктор Григорьевич, Ульяновской области - Васютин Евгений Зиновьевич.

Средний возраст назначенных судей - 37 лет. 28 кандидатов на должности судей отклонены в виду того, что они не соответствовали предъявляемым требованиям. Это брак в нашей кадровой работе. Я прошу председателей арбитражных судов считать своей главной задачей кадровый вопрос - тщательный отбор, тщательную проверку кандидатов на должность судей с тем, чтобы не было такого брака. На судебную работу должны приходить наиболее сильные, наиболее подготовленные в профессиональном отношении и наиболее честные, порядочные, надежные люди. Вот таковы требования к председателям судов, а также, разумеется, и к квалификационным коллегиям судей субъектов Российской Федерации.

В прошлом году у нас ушли 52 судьи. Это самый высокий показатель за последние годы. Почти все судьи (77 процентов) ушли в отставку, из них не достигли предельного возраста - более 70 процентов. Тревожная тенденция. Это люди, которые могли бы еще работать и работать, но они ушли. Другие причины наших потерь: смерть, семейные обстоятельства, переезды на другое место жительства. По компрометирующим обстоятельствам прекращены полномочия одного судьи.

Важнейшим средством повышения качества нашей работы является повышение квалификации судей и специалистов. Мы, благодаря Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (за что мы очень благодарны присутствующим здесь ректору, директору института) провели повышение квалификации 610 наших судей. А если иметь в виду еще и другие краткосрочные формы повышения квалификации судей, то всего за год через эту систему прошло 1 045 судей арбитражных судов. Это, в общем, неплохо, хотя и недостаточно, потому что даже вновь назначенных судей мы не смогли "пропустить" через систему повышения квалификации из-за недостаточности средств. Мы надеемся на продолжение нашего вот уже 10-летнего сотрудничества с Российской Академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сегодня мы активно разворачиваем работу на базе Российской Академии правосудия с ее десятью филиалами. В этой академии, в основном, повышают квалификацию наши сотрудники. В прошлом году в централизованном порядке 381 человек (помощники и другие работники аппаратов арбитражных судов) прошли через систему повышения квалификации.

Большая кадровая проблема нас ждет уже в ближайшее время. В связи с введением ограничений по возрасту в конце этого года произойдет одномоментный уход огромного количества, может быть, самых подготовленных и самых опытных наших судей. Из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уйдет сразу 9 человек, в том числе 3 человека из руководства. Семнадцать председателей уйдут в отставку - опытнейших людей! Мне так не хочется называть их фамилии в этой связи. Но это фамилии людей, которыми мы гордимся.

В Арбитражном суде города Москвы, например, из 6 человек руководства уйдут в отставку 4 человека сразу! Нам предстоит серьезная кадровая работа, и она должна быть уже сейчас начата.

Что нас еще беспокоит? Беспокоит, уважаемые председатели, возрастание жалоб на действия судей, на нарушение процессуальных норм, сроков, на неэтичное поведение судей и т.д.

Количество жалоб на действия судей арбитражных судов, которые поступили в Высший Арбитражный Российской Федерации - 285. Год назад было 182 жалобы, из них 25 процентов - обоснованные. Подтвердившиеся жалобы мы констатировали по арбитражным судам Москвы, Московской области, республик Адыгея, Ингушетия и Калмыкия, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Белгородской, Курганской, Самарской, Ульяновской, Иркутской, Магаданской, Камчатской, Новосибирской областей, Республики Саха (Якутия), Алтайского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Краснодарского и Ставропольского краев, Свердловской области. Это очень беспокоит, обратите на это пристальное внимание. Средство одно - разбираться и принимать эффективные меры. Другого способа предотвращения всякого рода безобразия просто нет. Особенно недопустимо какое-либо покрывательство людей, которые находятся не в ладу с законом.

Приведу один пример. В Арбитражном суде города Москвы рассматривалось дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Оникс Глобал" к Инспекции № 43 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о взыскании из бюджета по налогу на добавленную стоимость 199 млн. рублей. Против истца в то же время было возбуждено уголовное дело по обвинению его в уклонении от уплаты налогов. Дело же о взыскании указанной в иске суммы из бюджета арбитражным судом было рассмотрено, иск был удовлетворен. Позже решение было отменено вышестоящей инстанцией. В этом деле речь шла об искусственно созданной схеме по выемке бюджетных денег. Были данные о том, что, например, организации поставщика и покупателя были зарегистрированы на утерянный паспорт и т.д.

Дело решается в первой судебной инстанции. Рассматривает судья Шевелева Л.А., которая при всех этих сомнительных данных все же выносит решение об удовлетворении иска о взыскании из госбюджета суммы почти в 200 млн. рублей! Решение обращается к немедленному исполнению. Далее на основании этого судебного решения происходят чудеса. Уголовное дело прекращается со ссылкой на решение арбитражного суда. Судебный пристав молниеносно приводит решение к исполнению. Огромная сумма выводится из бюджета. Причем ее возврат невозможен, потому что такой фирмы нет.

Я попросил, естественно, направить материалы в квалификационную коллегию судей города Москвы. Никакого реагирования! Я направил материалы Генеральному прокурору Российской Федерации на предмет оценки всей ситуации с точки зрения наличия в этом деле признаков преступления.

Я думаю, что аналогичным образом надо реагировать на все подобные ситуации. Мы работаем честно, добросовестно, стараемся изо всех сил и знаем, что обвинения наших коллег во взяточничестве, в коррупции - почти все необоснованны. Однако вот такие факты, такая "ложка дегтя" действительно позорят нашу судебную систему. Давайте мы на это обратим внимание.

Серьезнейшая задача - это предупреждение возможного взяточничества в нашей системе. Мы должны использовать все средства для того, чтобы этого избежать. Об этом мы с вами еще поговорим на семинаре в последующие дни, потому что этот вопрос чрезвычайно серьезный.

Нам предстоит решить многие вопросы: медицинского обслуживания судей, страхования их имущества, возмещения вреда нетрудоспособным членам семей. Актуален вопрос и материального вознаграждения судей и специалистов. Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" предусмотрено повышение заработной платы судей к 2006 году до 28 500 рублей в среднем.

Несмотря на прошлогоднее 40-процентное увеличение заработной платы мы от этого показателя еще далеки. К сожалению, федеральным бюджетом на 2004 год не предусмотрено повышение заработной платы судей и специалистов. И по нашим расчетам в 2005 - 2006 годах необходимо увеличить заработную плату судей на 60 процентов - только тогда федеральная целевая программа, утвержденная Правительством Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации, будет выполнена.

Большая работа у нас была проведена по рассмотрению споров с участием иностранцев. Я очень благодарен за это сектору международного частного права. Большая работа была так же проведена по налаживанию эффективной системы информационного обеспечения правосудия. Я сейчас не буду говорить в деталях, но, действительно, это очень большая работа. У нас есть возможность и в 2004 году сделать серьезный рывок в этом направлении - деньги для этого нам выделили.

Большая работа проводится по финансовому и хозяйственному обеспечению деятельности арбитражных судов. Скажу только, что в соответствии с бюджетом и федеральной целевой программой мы провели довольно большую работу по ремонту, строительству, реконструкции зданий 30 арбитражных судов. Эта работа будет продолжаться и в последующие годы.

Мы стараемся устанавливать плодотворное взаимодействие со всеми ветвями власти. Нашей работе очень активно помогают Президент Российской Федерации и Администрация Президента Российской Федерации. У нас хорошие контакты с обеими палатами Федерального Собрания. Особенно благодарен присутствующим здесь на совещании руководителям Конституционного и Верховного судов Российской Федерации - с ними у нас очень хорошее взаимодействие, деловое. У нас вполне нормальное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, хотя хотелось бы более активной совместной работы.

Нынешний год - это год выборов Президента Российской Федерации. И вы знаете, что наш народ многого ждет. Ждет усиления социальной стороны проводимых экономических преобразований, укрепления государства, укрепления правового порядка в государстве. Мы со своей стороны должны помочь Президенту Российской Федерации, помочь нашему государству решить эти задачи.

Очень важное мероприятие, которое ждет нас в этом году - это Всероссийский съезд судей, который состоится в конце года. Давайте будем к этому серьезно готовиться. По существу, это будет отчет судейского корпуса не только перед самим собой, но и перед нашей общественностью. Давайте поработаем в этом году так, чтобы в конце года достойно отчитаться о результатах нашей деятельности.

Спасибо за внимание.

ПОИСК ПО САЙТУ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ

СОВЕТ СУДЕЙ РФ
Высшая квалификационная коллегия судей РФ

Официальная Россия - сервер органов государственной
власти РФ
 

ПОРТАЛ ЗАКУПОК
Официальный сайт РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
 

Официальный интернет-портал правовой информации  

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ